Представители бизнеса, органов власти и экспертного сообщества выступают за реформирование законодательства об отходах. Действующее законодательство в его нынешнем виде дает чиновникам возможность трактовать его правоприменение по своему усмотрению и наносить вред развитию технологий, нацеленных на сокращение отходов производства, заявил на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» гендиректор компании «Профцемент-Вектор» и член экспертного совета комитета по энергетике Госдумы РФ Андрей Калачев.
Источник: interfax.ru/presscenter/565868
По его словам, компания стала ярким примером неэффективной работы органов государственной власти и использования ими несовершенства экологического законодательства. В частности, в сентябре 2015 года Росприроднадзор отнес к статусу «отхода» много лет импортируемый компанией из Эстонии в Россию сожженный сланец для строительных материалов. Этот продут импортируется в РФ в полном соответствии с законом «О техническом регулировании», его покупателями являются ведущие предприятия металлургической, нефтегазовой и строительной отраслей. С июля 2016 года по решению Росприроднадзора для ввоза в страну сожженного сланца необходима лицензия на трансграничное перемещение отходов.
По словам А.Калачева, отсутствие нормативно-правового акта о механизме перевода отходов в продукт, который можно использовать в других видах деятельности, позволяет Росприроднадзору по своему усмотрению относить продукт к статусу «отхода» только по наличию в его названии таких слов как «зола», «лом», «шлак». Это позволяет ему требовать оформление лицензий на обращение с этим продуктом как «отходом» и разрешение на трансграничное перемещение, без которого пройти таможенное оформление груза невозможно.
В результате всего этого в июле 2016 г. работа компании «Профцемент-Вектор» по импорту сожженного сланца была остановлена. Абсурдность ситуации усиливается ещё и тем, что по законодательству ЕС запрещено отправлять в страны, не входящие в ОЭСР, какие-либо отходы. Таким образом, для России эта лицензия бесполезна, сказал А.Калачев.
В апреле 2017 года Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение Росприроднадзора и постановил, что «Профсервисцемент-Вектор», не должен иметь разрешение на трансграничное перемещение отходов при вводе в РФ сожженного сланца, и обязал ведомство направить в ФТС соответствующее письмо. Однако, Росприроднадзор не исполняет решение суда, а таможня без его письма отказывается оформлять груз, добавил он.
История «Профсервисцемент-Вектор» не уникальна – похожая ситуация сложилась еще у ряда компаний. «Встал бизнес у десятков структур, идут потери не только у бизнеса, но и у бюджета. Только потери нашей компании за 6 месяцев простоя составили 96, 5 млн рублей, а бюджет РФ потерял около 20 млн рублей. При этом лицензия стоит 357,5 тыс. рублей», — подчеркнул А.Калачев.
«Таким образом, наш прецедентный случай является примером, когда действиями чиновников Росприроднадзора наносится вред развитию рынка золошлаковых материалов и технологий, нацеленных на максимальное использование добытого минерального сырья и сокращение отходов производства», — считает он.
По его словам, наряду с реформой законодательства об отходах решению подобных проблем способствовало бы введение четких критериев эффективности деятельности чиновников Росприроднадзора, основанных на математических расчетах.
Как рассказал на пресс-конференции член комитета РСПП по экологии и природопользованию Захирджан Кучкаров, в России в сфере экологии и природоохраны действует более 800 нормативно-правовых актов — от международных конвенций и кодексов до ведомственных инструкций и методических рекомендаций. После принятия каждого закона, затрагивающего вопросы экологии, необходимо внести уточнения в большое число нижестоящих нормативных актов или принять новые. В сфере охраны окружающей среды работают 12 федеральных органов власти, на которые распределены 2500 полномочий. Такое количество нормативной документации приводит к тому, что на получение разрешения в этой сфере компании требуется пройти в среднем 4-5 ведомств, что занимает от 9 месяцев до 1,5 лет и создает много откровенно абсурдных ситуаций, например, таких, как история с ввозом в РФ сожженного сланца.