6 марта в «Деловой России» прошла встреча с представителями бизнеса и членами организации для обсуждения ситуации таможенного оформления продукции, попадающей по ТН ВЭД ЕАЭС под меры нетарифного регулирования трансграничного перемещения отходов. Модератором круглого стола был Андрей Калачёв, генеральный директор ПЦВ и лидер Консорциума «Феникс».
Мероприятие состоялось по инициативе Ильдара Неверова, члена президиума генсовета, председателя комитета по природопользованию и экологии «Деловой России».
На сегодняшний день трансграничное перемещение отходов, а также их ввоз/вывоз на территорию РФ является предметом регулирования Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 21.04.2015 № 30, а также Правил трансграничного перемещения отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российского Федерации от 17.07.2003 № 442, регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. При этом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, является Минприроды России.
В результате в законодательстве появляется «правовая дыра», которая на практике при ввозе/вывозе на территорию РФ товаров, обладающих всеми признаками продукции, в соответствии с международным законодательством, а также 184-ФЗ «О техническом регулировании», но в результате отнесения их по коду ТН ВЭД ЕАЭС попадают в Единый перечень «отходов» и «опасных отходов», выводит продукцию из области регулирования Минпромторга и Минэкономразвития, и передает эти функции Минприроды и Росприроднадзору. В свою очередь, несовершенство экологического законодательства, а именно, отсутствие четких критериев в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по переводу материалов из статуса «отхода» в «продукцию», передача выдачи разрешений на ввоз продукции Росприроднадзору, который, в силу своих внутренних регламентов регулирует только обращение с отходами, выстраивает для бизнеса непреодолимые административные барьеры.
По итогам проведенного круглого стола комитет по природопользованию и экологии «Деловой России» подготовил предложения о внесении изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» в области обращения с вторичными материальными ресурсами, нацеленных на вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; в ст. 1 ФЗ № 89 о введении терминов «удаление отходов», «побочный продукт», «переработка отходов» и о внесении изменений в понятие «отходы», нацеленных на четкое разграничение терминов «отход» и «продукт», и об установлении принципа, согласно которому хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют, какие материалы в процессе их деятельности являются отходами.